Справедливость как ловушка

Если ты считаешь виновным в проблемах кого-то другого, не себя, это автоматически означает твою пассивность. Ведь, если виноват другой, ты вынужден ждать, когда этот другой возьмет на себя ответственность, "исправится", устранит последствия своих косяков, разгребет завалы.
И твое же чувство "справедливости", которое побуждает тебя искать виновного в ситуации, тебе же не позволит предпринять какие-то действия. Ну да, как можно действовать вместо виновного? Ведь это же будет "несправедливо"!
И ты, весь такой "справедливый" и "правый", ждешь, ждешь, ждешь... злишься, требуешь, опять ждешь. И чувство собственной правоты не избавляет тебя от гнева и нисколько не улучшает качество твоей пассивной жизни.

Выход за рамки

Конфликт разрешается при взгляде со стороны, когда конфликтующих видишь как взаимосвязанную систему в рамках более широкой системы. Или когда они сами находят в себе силы отвлечься от своих эмоций и становятся способны на такой взгляд.
Психологический гештальт "закрывается" при переходе на другой уровень бытия. Так, детсадовские проблемы типа не купленной родителями куклы становятся смешны для подростка, а подростковые "трагические" влюбленности вызывают ласковую улыбку у бабушек и дедушек.
Нерешаемые научные вопросы также обычно решаются выходом за рамки теории или господствующей парадигмы.
Так что, как правило, выход из тупика не "там, где вход", а над тупиком. В переходе в другую плоскость, в выходе на другой уровень.
spectral

Про дно

Был у меня в спортивном детстве эпизод, когда жидкая грязь с меня лилась ручьями. Случай был, конечно, довольно неприятный, но зато с тех пор мне любая грязь не страшна. Как бы я ни пачкалась впоследствии, как бы ни падала в лужи - все это не сравнить с тем днем и с теми потоками грязи. Так что в любой такой ситуации падения в грязь я легко говорю себе: "Подумаешь! Бывало и хуже!"
Та ситуация стала для меня "дном", как бы нулевым уровнем, точкой отсчета, от которой можно отсчитывать высоту, на которой находишься здесь и сейчас. И, как ни парадоксально, чем ниже было "дно", тем выше уровень удовлетворенности нынешним днем и обстоятельствами.
У маленького ребенка еще нет уровня "дна". Хорошая мама поддерживает его уровень бытия на стабильном уровне, и посмотрите, как при этом ребенка бросает в эмоции - то в жар, то в холод - от мелочей, например, недоступной в данный момент игрушки. А поживший и много испытавший старик способен радоваться просто солнечному дню.
И даже поговорка есть: "кому щи жидкие, кому жемчуг мелкий".
Так что же дает нам знание дна?
Когда я знаю, где "дно", и сколько сил мне нужно потратить на выход из ситуации "дна", для меня это становится уже изведанной территорией. Если у меня есть такой опыт, то я уже знаю, насколько я сместилась в нежелательную сторону, чем мне нужно будет оплатить такое смещение, есть ли у меня ресурсы на оплату. Чем больше у меня опыта, тем больше у меня изведанной территории, по которой я могу свободно перемещаться.
А ребенок не знает мир вокруг себя. Для него шаг в сторону - это шаг во тьму неизвестности. Он не знает, что его там ждет, и на всякий случай мобилизует абсолютно все, что у него есть - все силы, все эмоции, все ресурсы. Для него каждый такой шаг - страх и преодоление себя. Ну, и заодно понимание, сколько и чего у него есть.
Конечно, если взрослый (или ребенок) не сам вытащил себя из неприятной ситуации, а кто-то другой пришел ему на помощь, он так и останется в неведении, сколько сил нужно потратить на то, чтобы справиться. Ему так же придется по максимуму мобилизоваться при приближении такой же ситуации. Ему так же будет страшно, или даже еще страшнее, потому что он один раз уже побывал там и не справился.

Зачастую люди сами ищут "дно". Спортсмен тренируется до изнеможения - он ищет свое "дно" работоспособности. Альпинист лезет туда, где уже нечем дышать - он ищет свой предел. Туристы, охотники, экстремальщики всех мастей - все ищут дно и становятся от этого сильнее.
spectral

Общение

Общение с другим человеком - всегда общение с неизвестным. С близкими людьми - небольшая степень неизвестности, со случайными - большая степень неизвестности. И скачок эмоций (положительных или отрицательных) прямо пропорционален степени неизвестности и неблизости. Возможности озарений тоже от степени неизвестности зависят - чем ярче эмоции, тем больше озарений. На этом основан повышенный эмоциональный фон в группах, мозговые штурмы, повышенное волнение и способность превышения своих обычных возможностей при публичных выступлениях, вдохновение/муза и т.д.

dmitrijan: Жизнь кипит у кромки воды, вне кромки она затихает. Уходит кромка - уходит жизнь. Типичная кромка порёбрика - города. Движение есть лишь у границы сред.
Жизнь без смерти лишь существование.
...Потому, что когда проскакиваем границу, мы видим мир с торца. И чем медленнее мы её проходим, тем больше успеваем заметить, это как граница сна и яви, тот краткий миг, когда мы и тут и там и понимаем оба мира... состояние откуда мы можем шагнуть в разные стороны, как краткий миг зависания в верхней точке, откуда много видно, но лишь только в этот миг.
spectral

Меры и слова

Текст в сравнении с изображением одномерен. Изображение мы ухватываем и опознаем целиком одномоментно. А текст, описывающий то же изображение, тянется и тянется - строчка за строчкой. Сначала один аспект описывается, потом другой, потом третий и т.д. Да еще и картинка выстраивается в зависимости от читающего. Можно сказать, что картинка двумерна, а текст одномерный, вытянут в линию. Однако слова, наверное, нельзя сравнить с точками, из которых состоит прямая. Отдельное слово не просто объемно, то есть, трехмерно, оно гораздо более мерно, оно уводит далеко за пределы своего значения. Так, слово "яблоко" означает не только яблоко, лежащее сейчас в руке, оно означает все виды яблок, имеющиеся на земле и все яблокоподобные предметы, в том числе, и выдуманные. Оно имеет не только размер, форму, цвет, но и аромат, вкус, и влечет за собой шлейфом все чувства и воспоминания, которые когда-либо в нашей жизни были связаны с яблоками, в том числе, беззаботное детство в деревне, руки бабушки, приносившей яблоки, маму и т.д.
Это все напоминает описание человеческой жизни во времени dmitrijan, по которому времени нет, есть события. Мы воспринимаем их как последовательность, линию, потому что одно позади, другие вроде бы впереди. Но можно отойти в сторону и охватить одним взглядом всю картину жизни.
spectral

Спасательские подарки

Всплыл тут вопрос, почему спасательские подарки ценятся так низко или вовсе не ценятся. Спасатели искренне недоумевают, ведь с их точки зрения они делают добро. Почему же добро не ценится?
Ключевой момент тут, мне кажется, в том, что подарок делается раньше, чем спасаемый его возжелает. А если нам дарят или обещают подарить что-то, то это что-то мы уже не хотим. Желание/потребность не выращивается в направлении подарка. Зачем? И так ведь дают - задаром. Но только желанный подарок даст выплеск благодарности в сторону дарившего. Если же потребности не было, то и благодарности нет. Более того, часто так случается, что подарок сопровождается падением значимости дарителя. Почему? Потому что собственного выплеска энергии не случилось, а подарок так или иначе обязывает к расплате. А откуда взять энергию? Неоткуда. Значит, надо сделать хотя бы так, чтобы подарок стоил как можно меньше в моих глазах, - обосновать, что даритель сам хотел одарить, что ему самому это надо, что я, принимая подарок, тем сам сделал одолжение дарителю. Тем более, так ведь и есть.
Дарителю/спасателю
1) кажется, что он очень сильный, сильнее других,
2) ему нужно восхищение/положительное отношение других.
Именно поэтому он и дарит непрошенно, с опережением, тратит свои ресурсы на других и получает от этого удовольствие. Удовольствие от сознания, что он сильный и может осчастливливать других.
А что происходит с одаряемыми? Свое желание еще не выросло, потребность не сформировалась. Значит, искренней благодарности, выплеска энергии от подарка не будет. Мы представляем себе формирование потребности как формирование дыры, но тогда откуда радость и энергия от закрывания потребности? Может, наоборот, выращивание потребности - это выращивание чего-то, типа яблока? Яблоко, достигая значительного размера, начинает ведь тяготить яблоню? И можно представить себе, что яблоне приятно пристроить свое яблоко с толком - человеку, который съест его и обогатится им. А после приятно будет вырастить еще такое же яблоко и так же удачно, на общую пользу, отдать его миру.
А из одаряемого как бы вытягивают эмоции, которых у него нет. Он вынужден изобразить радость, признательность, и это дорого стоит - отдать те эмоции, которых у тебя еще нет. Это как яблоне срочно вытянуть из себя еще не созревшее яблоко. Незрелые яблоки отрываются обычно вместе с веткой. От этого и настроение портится и возникает неприязнь к тому, кто вынудил тебя оторвать от себя кусок.
spectral

Про вопросы и ответы

dmitrijan:
"...Т.е. всё что мы получаем в плане информации и данных, как нам кажется из мира снаружи, за очень малым исключением, мы уже имеем внутри себя. Но там внутри, мы эти навалы просто переворачиваем как кубики. И когда кубики или часть пазла совпадают - мы замечаем, что мы узнали еще кусочек мира, и возможно даже внутри нас пробегает волной приятный ветерок познания и причастности к цельному, бывает и ощутимой волной..."
spectral

Переназывание

Один из методов борьбы с "дурацкими" вопросами - переназывание предмета. Почему яблоко падает? Потому что гравитация! Почему током бьет? Да там квантовые процессы. И все. Человек как не понимал ничего, так и не понимает, но теперь у его непонимания есть красивое название. Верней даже - есть более сложное слово, за которым еще меньше смысла.
Вот в школе такие вещи процветают:
вода - это Н2О,
облака - это пар,
прямоугольный треугольник - это теорема Пифагора,
мячик падает - рассчитаем-ка траекторию по по этой страшной формуле,
воздух - о, это кислород, а еще азот.
Это как если бы у человека вырвали из рук палку-копалку, вручили вместо нее тонометр (например), а он стоит, смотрит на тонометр. Ну, блестит вроде, и изгибается так. Зато вопросов больше нет. Человек и с палкой-то не знал, что делать, а с тонометром - тем более.

Ну, и в технологиях управления прием переназывания широко используется. А иначе зачем бы первым делом нового государства было введение нового ("забытого" старого) языка?
spectral

(no subject)

В чем урок смерти? Наверное, в том, что времени на раскачку - нет. Совсем!
spectral

Про рутину и искусство

Как идет процесс обучения чему-то простому? Первый раз интересно, хотя идет дело туго - с ощущением собственной тупости, с неожиданными препятствиями в виде непонимания, но зато, когда добьешься ответа - это кайф. Второй раз летишь по новому делу уже довольно лихо, получая в основном удовольствие и только изредка спотыкаясь о незначительным нюансы. Удовольствие тоже есть, хотя и меньше, чем после первого финиша. Третий раз делать одно и то же я уже не хочу, только если кого-то учить этому. Вот когда кого-то учишь, этот "кто-то" открывает тебе дополнительные нюансы изученного дела, поднимает тебя на уровень обобщения и сравнения с другими явлениями. То есть, ученик тебе что-то дает, потому с ним интересно, потому на последней стадии освоения чего-то уже хочется кому-нибудь объяснить понятое. Но вот четвертый раз переделывать одно и то же соглашусь только за деньги. Личного удовольствия познания уже не остается, дело превращается в рутину, само по себе не радует.
Это что касается обучения-научения.
Спорт - другой процесс. Там скорее поиск баланса частей тела. А это не просто. Вот устоять на одной ноге можно уже и в 3 года, но недолго - мышцы у детишек слабенькие обычно. Потом мышцы укрепляются, набор освоенных движений увеличивается, и появляется возможность не только стоять на одной ноге, но и прыгать, вращаться, скользить по неровностям (на коньках и лыжах) - и все на одной ноге. Уходят на освоение баланса годы - пока там мышцы, связки укрепятся, пока начнешь их тонко чувствовать, пока согласуешь взаимодействие частей тела, пока все возможные ошибки совершишь и научишься выкручиваться из любого положения. То есть, это другой процесс обучения - более сложный.
Это не то, что посуду мыть. Вот посуду всем скучно мыть после нескольких опытов. Чтобы каждый день этим заниматься, нужно или отключаться в эти моменты от собственных ощущений (уходить в мечты или в размышления о других [потому мамы раздражаются на детей именно в моменты занятости такими рутинными делами]), или постоянно вкладывать в это дело какое-то творческое начало, что совсем не просто и удается буквально единицам - кто-то тряпочки/моющие средства совершенствует, кто-то - допускаю - даже изучает операции очистки тарелок с целью их механизации.
В общем, рутина - это простые односложные дела. Они быстро осваиваются и так же быстро надоедают. Искусство - это многосложные дела. Чем больше компонентов в занятии, тем в большей степени искусство.
Но вот, казалось бы, пианист. Отучился в музыкальной школе 7-8 лет, уже умеешь слышать ноты на слух, развил способность пальцев двигаться асимметрично и согласованно при этом. Кто-то больше ничего не хочет, потому что в этом занятии больше ничего не видит, а кто-то смог увидеть проход к большему - и станет композитором, профессиональным исполнителем, начнет подключать к перебиранию клавиш мозг, душу и т.д. И, соответственно, начнет изучать через рояль более высокие сферы.